77 фильмов, которые рекомендовал Тарковский для воспитания вкуса

Режиссёр «Соляриса» и «Андрея Рублёва», Андрей Тарковский, кроме создания кино имел небольшой преподавательский опыт — читал лекции, давал мастер-классы. Своим студентам он давал список из 77 фильмов, обязательных к просмотру.

77 фильмов, которые рекомендовал Тарковский для воспитания вкуса: 4 комментария

  1. Если дитя тянется к «Игре престолов» (для мальчиков лет 13 это почти неизбежно), покажите ему, наконец, уже другое средневековье! Здесь похуже с сексом, зато есть ходячая Смерть, а также чума, скоморохи и рыцарь с оруженосцем. Брутальная атмосфера этой картины пробирает до костей — даже циничных современных подростков. Проверено. Недаром этот фильм годами держит первое место в списке самых любимых зрителями кинокартин всемирного интернет-рейтинга IMDB. Если вас не смущает тема гомосексуального изнасилования, которая, конечно, затронута здесь в довольно целомудренной форме, но все-таки существенна для сюжета, с 13 лет можно смело показывать эту универсальную притчу об обретении свободы — прежде всего, внутренней.

  2. Разговоры последних лет о новом курсе кинообразования в школе и вовсе вызывают недоумение. Как его проводить: вместо основных уроков (каких? почему?) или на внеклассной основе? Что будет привлекать туда школьников, которые предпочтут сбежать в ближайший мультиплекс на «Трансформеров-5»? Кто будет составлять программу? Даже если она, допустим, окажется идеальной, кто будет преподавать? А кто будет готовить этих преподавателей для школ? Дети будут смотреть фильмы на уроках (самый короткий фильм — два урока с переменой)? А обсуждать когда? В общем, не представляю себе никаких единых разумных ответов на все эти вопросы. Пока система добровольных киноклубов для энтузиастов-старшеклассников по-прежнему представляется единственной разумной формой такого образования.

  3. Это упражняет вкус и чувство юмора, развивает парадоксальное мышление, помогает открыть для себя окружающий мир. И подготовить к тому, что фильм или мультфильм может быть сделан в любой технике — главное, чтобы было интересно. Уже с двух-трех лет ребенок способен оценить трюки из немых комедий, он благодарно отреагирует на их наглядность и немудрящий юмор, но также оценит явный гуманистический посыл. Яркие герои-маски, несложные сюжеты, возможность смотреть не полнометражные версии, а отдельные фрагменты, отсутствие текста и диалогов, — все это работает безупречно.

  4. Фильмы в списке подобраны скорее по признаку формального представительства от течений и имен нашего кинематографа, чем согласно их социальной роли, способности вернуть детям ощущение истории не кино, а — страны и общества. Отлично, если ребята посмотрят Обыкновенный фашизм и Покаяние . Но почему в списке есть Морозко , — ничем не примечательная киносказка, которую дети и так смотрят по ТВ, но нет, скажем, важнейших для своего времени фильмов уровня Темы или Прошу слова Глеба Панфилова? И нужно ли для формального знания истории кино обязательно смотреть Месть кинематографического оператора или Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков , но не смотреть, скажем, Плюмбум Вадима Абдрашитова — подростковую картину, которая со временем становится только актуальнее? И не отвратит ли от Пушкина фильм 1916 года Пиковая дама , который, хоть он и снят Протазановым, сегодня смотреть трудно даже искушенному любителю раритетов?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *